Холодный асфальт - современный материал для дорожного строительства. Используется для ремонта автомагистралей, площадок с а/б покрытием, городских улиц, дворовых территорий, подъездных путей. Укладывать холодный асфальт можно при сильном ветре, дожде, минусовой температуре. Технология укладки не предусматривает обязательного использования тяжелых машин для трамбовки и укатки.
Материал разработан в Германии в 1960 г. В настоящее время холодный асфальт разных фракций широко используется в дорожном строительстве в странах ЕС. Европейские стандарты регламентируют более 10 видов холодных асфальтных смесей, которые различаются по составу и структуре. В России материал выпускается в соответствии с ГОСТ 31015-2002 и Техническими условиями. Применение холодного асфальта рекомендовано Росавтодором. В 2021 г. дорожным агентством был выпущен ОДМ 218.6.1.005-2021.
Состав и производство
Состав и структура асфальтной смеси для холодной укладки подбирается с учетом требуемых технико-эксплуатационных характеристик. В зависимости от того, где используется холодный асфальт, пропорции при его изготовлении могут меняться.
Компоненты:
- органическое вяжущее - 4-7%;
- минеральный наполнитель - 90-96%
- модифицирующие добавки - 1-6%.
В качестве основного компонента (минерального наполнителя) используется щебень по ГОСТ 8267 из осадочных или изверженных горных пород с содержанием пылевых частиц не более 1%. Морозостойкость щебня - не менее F-50, истираемость - не ниже И2, дробимость - не менее 1000. Максимально допустимое содержание слабых фракций - 5%. Перед отправкой на производственные линии минеральный наполнитель проходит радиационный контроль и испытания по ГОСТ 7392-2014. При производстве гидроизоляционного асфальта холодного с мелкой фракцией в качестве наполнителя используется строительный песок. В качестве вяжущего в состав вводится битум для холодного асфальта по ГОСТ 22245.
Асфальтная смесь выпускается путем принудительного перемешивания компонентов в смесителе. Технология производства холодного асфальта регламентируется СТО 5718-001-17725983-2011. Производительность линий по выпуску материал позволяет выпускать до 50 т/ч.
Выпуск холодного асфальта налажен на действующем асфальтовом заводе. Потребителям доступен материал в мешках до 30 кг, биг-бегах до 1 т и навалом в любом количестве.
Сфера применения
Материал используется для ремонта дорожного полотна и устройства верхнего покрытия а/б дорог в периоды, когда невозможно или нецелесообразно использовать горячую смесь.
Варианты применения:
- асфальтирование городских улиц и дворовых территорий;
- ямочный ремонт, срочный ремонт дорог;
- капитальный ремонт картами;
- заделка деформационных швов, трещин;
- укладка вокруг канализационных, смотровых люков;
- сооружение отмостки оснований зданий;
- устройство полов в паркингах, гаражах.
- асфальтирование площадок возле АЗС, торговых центров.
В частном секторе холодный асфальт используется для устройства и ремонта садовых дорожек, отмосток, площадок под автомобиль, подъездных путей к участку.
Принцип действия и виды холодного асфальта
В отличие от горячего асфальта холодная смесь имеет более жесткую каркасную структуру. Материал воспринимает серьезные нагрузки и передает их на нижележащие слои через контактирующие друг с другом частицы минерального наполнителя. Таким образом, обеспечивается снижение келейности дорожного покрытия. Холодный асфальт также обладает такими характеристиками как сдвигоустойчивость, шероховатость верхнего слоя, водонепроницаемость.
В зависимости от условий укладки холодный асфальт бывает двух типов:
- для укладки при температуре от -5 до +40 С;
- для укладки при температуре от -5 до -30 С.
Смеси отличаются пропорциями компонентов, вязкостью, наличием в составе модифицирующих добавок.
По максимальной крупности зерен минерального наполнителя типы холодного асфальта делятся на:
- мелкозернистые - фракция до 10 мм;
- среднезернистые - фракция от 10 до 15 мм;
- крупнозернистые - фракция от 15 до 20 мм.
Чем выше зернистость (фракция) холодного асфальта, тем большей прочностью и жесткостью он обладает. Выбор смеси по зернистости зависит от сферы применения, характеристик ремонтируемого а/б покрытия. Холодный асфальт на действующем АБЗ может выпускаться любой фракции по предварительной заявке заказчика.
Технические характеристики
Холодный асфальт - негорючий дорожный материал, обладающий техническими характеристиками:
- наибольшая зернистость - до 20 мм;
- пористость минерального компонента - не более 19%;
- остаточная пористость после укладки - не более 9,9%;
- водонасыщение - от 6,2 до 8% по объему;
- предел прочности при температуре +20 С - не ниже 2,1 МПа;
- предел прочности при температуре +50 С - не ниже 0,7 МПа
- коэффициент сдвигоустойчивости - не ниже 0,92;
- трещиностойкость при температуре 0 С - не ниже 3,5 МПа;
- срок годности холодного асфальта - до 2 лет.
Технические характеристики отображаются в паспорте, которым сопровождается каждая партия материала.
Технология укладки
Технология укладки смеси отличается простотой и не требует привлечения квалифицированных дорожных рабочих и спецтехники. Для ямочного ремонта нужна совковая лопата.
Этапы укладки материала при выполнении ямочного ремонта:
- Очистка ямы, выбоины или трещины от грязи.
- Заполнение ямы асфальтной смесью до максимума.
- Разравнивание материала.
Дороги, отремонтированные холодным асфальтом, могут эксплуатироваться сразу по окончании дорожно-ремонтных работ. Укатка выполняется в процессе эксплуатации. При укладке смеси следует руководствоваться инструкцией производителя и СНиП 12-03-2001.
Норма расхода холодного асфальта и хранение
В лабораторных условиях расход холодного асфальта на 1 м3 дорожного полотна составляет 2,3 тонны. В естественных условиях такого показателя уплотнения можно достичь только при использовании тяжелого виброкатка. При уплотнении виброблитами или другими инструментами расход на 1 м3 составляет от 1,8 до 2 тонн. Без уплотнения расход будет не более 1,6-1,8 тонн на 1 м3. В среднем расход холодного асфальта на 1 м2 при укладке слоем 5 см составляет 25-27 кг. Для ремонта 1 м2 асфальтобетонного покрытия по ГОСТ Р 54401-2011 потребуется от 100 до 130 кг или в среднем 4 мешка по 30 кг.
Нефасованный материал навалом может храниться 12 месяцев и не терять эксплуатационных свойств при условии создания эффективной защиты от ветра, осадков, солнечных лучей. Срок годности холодного асфальта в мешках составляет до 18 месяцев. Самый большой срок хранения холодный асфальт имеет при хранении в металлических или пластиковых ведрах - до 2 лет.
Плюсы и минусы материала
Холодный асфальт имеет плюсы и минусы, которые хорошо изучены за годы использования в Европе и в условиях российского климата. Среди плюсов выделяют:
- доступная цена за тонну;
- возможность укладки при любой погоде;
- простота укладки;
- универсальность применения;
- удобная транспортировка;
- минимальные трудозатраты;
- высокая адгезия к существующему покрытию;
- не требует укатки и трамбовки.
Холодный асфальт успешно используется строительными и дорожно-ремонтными организациями, предприятиями, жилищно-коммунальными службами, частными домовладельцами. Материал может применяться в удобное время независимо от АБЗ, которые работают только в весенне-летний период.